В табл. 8 приведены значения накопленных деформаций ползуче-
сти, определенные методами I, II и III. Самая большая разность зна-
чений деформаций, накопленных за 2000 циклов, полученных различ-
ными методами, не превышает 4% (в самой нагретой зоне лопатки).
Таблица 8
Накопленные деформации ползучести, %, (методы I, II, III)
Зона лопатки
Метод I
Метод II, III
“минимал”
“максимал”
Сумма
Цикл
1
0
1,085
1,085
1,067
2
0
2,012
2,037
1,972
3
0
1,257
1,258
1,236
Сравнивая результаты расчета запасов длительной статической
прочности при различных методах расчета, можно отметить, что для
рассмотренного примера различия в значениях запасов длительной
статической прочности, вычисленных названными способами, прак-
тически не отличаются друг от друга.
Заключение.
На примере лопатки турбины, изготовленной из жа-
ропрочного никелевого сплава, исследована кинетика НДС при цикли-
чески меняющемся режиме работы.
Проведено сравнение результатов традиционного метода вычисле-
ния эквивалентных напряжений и местных запасов длительной стати-
ческой прочности в выбранных характерных зонах среднего сечения
лопатки с результатами, полученными при использовании предложен-
ных методов — прямого и смешанного.
Предложен альтернативный способ определения значений действу-
ющих эквивалентных напряжений и эквивалентного предела длитель-
ной прочности материала, а также соответствующих местных запасов
длительной статической прочности, реализующихся при термоцикли-
ровании.
В результате выявили, что прямой метод, при котором учиты-
вается история циклического нагружения, дает картину изменения
НДС, практически не отличающуюся от традиционного метода, при
котором проводятся вычисления для каждого режима отдельно со
своим временем наработки за ресурс (история циклического нагру-
жения не учитывается). Поэтому допустимо применять традицион-
ную методику определения эквивалентных запасов. Однако случай
двух режимов с сопоставимой повреждаемостью требует дальнейших
исследований.
86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3