листической ракеты Р-7 главного конструктора С.П. Королева. Задача
создания такого ракетного комплекса представляла на том этапе мас-
штабную научно-техническую проблему.
При проектировании СК впервые в практике ракетостроения бы-
ла применена схема подвески ракеты за опорные части, расположен-
ные около ее центра тяжести, что позволило разгрузить хвостовую
часть ракеты. Для этой схемы была создана принципиально новая кон-
струкция транспортно-установочного агрегата. Для безопасного отво-
да газовой струи от работающих двигателей была применена заглуб-
ленная газодинамическая схема эжекционного типа. Принципиально
новыми были технические решения заправочных средств, обеспечив-
шие скоростную заправку ракеты компонентами топлива и газами при
дистанционно-автоматическом управлении данным процессом.
В 1957 г. эти комплексы обеспечили запуск ракеты с первым в мире
искусственным спутником Земли, что явилось началом эры интенсив-
ного освоения космического пространства.
С начала 60-х годов прошлого века в КБ В.П. Бармина велись рабо-
ты по СК для новых значительно более мощных ракет “Протон”, Н-1,
а в последующие годы — многоразовой транспортной космической
системы (МТКС) “Энергия–Буран”. Эти работы потребовали принци-
пиально новых подходов к созданию стартов для пуска ракет.
В.П. Бармин и С.П. Королев (на переднем плане) с первой группой космонавтов
на космодроме Байконур
120 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1