кафедры в Калужском филиале училища
,
в Челябинском политехническом ин
-
ституте
.
В
1956–1960
гг
.
при активном участии Д
.
А
.
Бутаева
,
О
.
В
.
Байбакова
и В
.
Н
.
Прокофьева создана кафедра гидромашин в Харбинском политехниче
-
ском институте
,
а в
1964–1966
гг
.
Д
.
А
.
Бутаев руководил созданием кафедры
гидромашин в Бомбейском технологическом институте
.
В
50-
е годы появилась необходимость углубленного изучения методов
регулирования
,
переходных процессов и широкого внедрения автоматики
.
В учебных планах впервые появились курсы
“
Регулирование и автоматиза
-
ция гидротурбин
”
и
“
Автоматизация насосных станций
”.
Спустя несколько
лет на кафедре начинает проводиться большая научно
-
исследовательская
работа по гидродинамике неустановившегося движения жидкости
.
Учеб
-
ные курсы совершенствовались и развивались
,
обретали свою лаборатор
-
ную базу
,
расширялся круг задач
.
Под руководством профессора Д
.
Н
.
Попова
была создана лаборатория по динамике гидропневмосистем
,
профессором
В
.
П
.
Харитоновым созданы компьютеризированные стенды для исследования
течения жидкости в щелях и при криогенных температурах
.
При активном
участии доцента В
.
Н
.
Пильгунова была создана лаборатория гидроавтомати
-
ки
.
Доценты Э
.
А
.
Микиртумов и К
.
Д
.
Ефремов участвовали в создании ла
-
боратории пневмоавтоматики
,
А
.
К
.
Ковальчук и С
.
Е
.
Семенов
—
в создании
лаборатории гидроприводов робототехнических устройств
.
И
.
В
.
Матвеев
,
О
.
Н
.
Сысоева
,
А
.
И
.
Петров и С
.
Н
.
Козлов модернизировали лабораторию ло
-
пастных гидромашин
.
Большой вклад в создание и развитие лабораторной
базы кафедры внесен инженером Ю
.
А
.
Пискуновым и заведующими лабора
-
ториями Г
.
Ю
.
Маландиным
,
А
.
М
.
Родимовой
,
Н
.
А
.
Кондрашовой
.
В конце ХХ
века кафедра расширила области подготовки инженеров
.
В учебных планах
появились курсы по проектированию и исследованию гидропневмоприводов
и систем
,
гидропневмоавтоматики
,
мехатроники
,
с сохранением дисциплин
по проектированию и исследованию лопастных гидромашин
.
Профессор
Д
.
Н
.
Попов продолжает исследования нестационарных течений жидкости
,
динамики и оптимизации гидропневмосистем
—
в
2003
г
.
издается учебник
“
Механика гидропневмоприводов
”.
Профессор И
.
С
.
Шумилов ведет иссле
-
дования авиационных гидросистем и систем управления рулями
,
результаты
этих работ защищены патентами РФ
,
внедрены на новейших самолетах ТУ
-
204,
ТУ
-334
и других
,
опубликованы в ряде учебно
-
методических пособий
и энциклопедии
“
Машиностроение
”,
вышедшей под редакцией академика
К
.
С
.
Колесникова
.
Профессором В
.
Ф
.
Казмиренко проведены работы в обла
-
сти методов автоматизированного проектирования гидроприводов и их эле
-
ментов
,
которые обобщены в монографии
“
Следящие приводы
” (
издана в
1999
г
.
под редакцией Б
.
К
.
Чемоданова
)
и других работах
,
а также в учебном
пособии
“
Электрогидравлические мехатронные модули движения
” (2001
г
.).
В этих работах получили развитие методы анализа и синтеза систем взаи
-
мосвязанных
,
следящих приводов
.
Б
.
П
.
Борисовым и И
.
С
.
Шумиловым была
написана глава
“
Гидравлические машины и передачи
”
для учебника
“
Тепло
-
техника
”,
изданного в
2004
г
.
под редакцией профессора А
.
М
.
Архарова
.
Эта
книга представляет собой учебник для всего факультета
“
Энергомашиностро
-
ение
”
МГТУ имени Н
.
Э
.
Баумана и написан с участием
10
кафедр факульте
-
та
.
В
1991–2004
годы на конкурсной основе профессорами Д
.
А
.
Бутаевым
,
В
.
Ф
.
Казмиренко
,
Д
.
Н
.
Поповым
,
И
.
С
.
Шумиловым получены гранты на про
-
ведение научных исследований
:
лопастных и объемных гидромашин
,
опти
-
мизации гидропневмосистем
,
гидравлических систем управления самолета
-
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
4 123