Рис. 2. Схема размещения торового заборного устройства (
а
) и его отверстий (
б
)
В первой серии экспериментов сток жидкости происходил через
круглый штуцер диаметром 0,0195 м, ввернутый в днище на рассто-
янии 0,1 м от оси сосуда. Торец штуцера заделан заподлицо с дном
сосуда. К наружному выводу штуцера присоединен гибкий прозрач-
ный шланг (рис. 1), через который жидкость из вращающегося сосуда
стекала в промежуточную неподвижную емкость.
Во второй серии экспериментов забор жидкости проводился через
тот же штуцер, ввернутый в боковую стенку сосуда на расстоянии
0,1 м от дна. К наружному концу штуцера присоединялся гибкий про-
зрачный шланг.
В третьей серии экспериментов жидкость стекала через торовое
заборное устройство (рис. 2), изготовленное из гибкого прозрачного
шланга c внутренним диаметром 0,02 м. Забор жидкости происходил
через 16 отверстий разного диаметра, просверленных в нижней части
тора. Схема расположения отверстий показана на рис. 2,
б
. Торовое
заборное устройство диаметром 0,225 м крепилось ко дну сосуда с
помощью четырех подставок и хомутов. Расстояние между заборны-
ми отверстиями тора и дном сосуда составляло 0,035 м. Жидкость из
тора отводилась по гибкому прозрачному шлангу, присоединенному к
тройнику тора через боковую стенку сосуда.
Анализ результатов.
Результаты экспериментальных исследова-
ний приведены на рис. 3–10. Из рисунков следует, что при любом
способе истечения жидкости ее конечный объем
V
к
(гидравлические
остатки) зависит от скорости вращения.
При стоке жидкости через торовое заборное устройство во всем
диапазоне изменений скорости вращения (см. рис. 4) не отмечены слу-
чаи, когда появлялись бы воронки. Воздух в сливную магистраль про-
26 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 2