С юношеских лет Сергей Павлович увлекся авиацией и занимался
планеризмом. Двадцатые годы были в стране годами массового раз-
вития планеризма, и Сергей конструировал планеры, на которых сам
и летал. Позже Королев сконструирует и первый пилотируемый ра-
кетоплан с жидкостным ракетным двигателем, вошедший в историю
страны.
Немаловажную роль в формировании Сергея Павловича как учено-
го и конструктора сыграли знания, полученные в МВТУ
им. Н.Э. Баумана. В то время в институте читали лекции такие зна-
менитости, как С.А. Чаплыгин и В.П. Ветчинкин, а А.Н. Туполев был
даже руководителем его дипломного проекта. Сергей Павлович защи-
щал проект самолета собственной конструкции, который сам потом
и построил. Через 20 лет С.П. Королев вернется в МВТУ, но уже в
другом качестве: читать лекции по «Основам проектирования ракет
дальнего действия.»
В 1931 г. Сергей Павлович организует общественную Группу
изучения реактивного движения (ГИРД), а в 1934 г. становится
заместителем начальника вновь созданного Реактивного научно-
исследовательского института, объединившего в те годы основных
энтузиастов ракетной техники. Знаменитая «Катюша» была изобрете-
на именно здесь.
Как видим, уже в предвоенные годы С.П. Королев был признанным
авторитетом в области авиационной и ракетной техники.
Широта взглядов и подходов, большая требовательность к себе и
другим, жесткость в принятии решений, стойкость в интересах отстаи-
вания дела, нечеловеческая работоспособность, отчаянный оптимизм,
пунктуальность, колоссальные организаторские способности, безза-
ветная преданность работе, вот что характеризовало этого человека.
Королев обладал всем комплексом качеств, присущих большому руко-
водителю
Что же касается его честолюбия и властолюбия, то это никого не
смущало. Все его поступки были направлены не на самоутверждение
и укрепление персональной власти, а на решения поставленных задач.
Со смежниками и сослуживцами он был демократичен, выслушивал
их мнение и находил компромиссные решения, если это не мешало
выполнить задачу, но часто беседы проходили очень эмоционально
Помню, я собирался домой. Раздался звонок секретаря С.П. Коро-
лева. Вызывает Сергей Павлович. Я зашел.
Сходу он объяснил мне, кто я такой (своих он умел тренировать), а
затем спросил, почему отстает поставка гироприборов. Мои объясне-
ния его не удовлетворили, он спросил, кто непосредственно курирует
гироприбор. Я замялся, но отвечать надо, а то подумает, что я и этого
не знаю. « На эту работу поставлен Евгений Матвеевич Райхер», —
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 33