Сергей Павлович Королев помогал Ю.А. Победоносцеву в орга-
низации лаборатории и в работе кафедры. Министр оборонной про-
мышленности Д.Ф. Устинов очень заинтересованно относился к рабо-
те академии, активно помогал, часто наведывался в Кунцево, вникал
не только в хозяйственные и организационные вопросы, но и в орга-
низацию учебного процесса. Устраивал “разносы”.
За восемь лет существования академия выпустила большое коли-
чество специалистов по новым отраслям оборонной техники, в том
числе и по ракетной, что, конечно, способствовало созданию и осна-
щению нашей армии современными образцами вооружения. И в этом
немалая заслуга Ю.А. Победоносцева. Юрий Александрович сыграл
очень важную роль в том, что после закрытия академии в 1957 г. боль-
шая часть оборудования лабораторий была не уничтожена, а передана
в вузы: лаборатория ракетной техники — в МАИ, куда перешел рабо-
тать Ю.А. Победоносцев; лаборатория артиллерийской техники (вме-
сте с начальником лаборатории, автором этой статьи) — на машино-
строительный факультет МВТУ им. Н.Э. Баумана. Это существенно
осовременило лабораторную базу вузов, выпускающих инженеров по
оборонным специальностям.
В конце 1958 г. Юрий Александрович, работая уже в НИИ-125
(НИХТИ), выпустил отчет по НИР, в котором показал возможность
создания баллистической ракеты на баллиститном твердом топливе
с дальностью полета до 2500 км и убедил С.П. Королева заняться ее
созданием. На первый взгляд такое предложение С.П. Королеву мог-
ло показаться нелепым. Во-первых, потому что С.П. Королев в 1958 г.
в значительной степени переключился на космическую тематику и
продолжал работать над модификациями ракет Р-7 и Р-9 на жидком
топливе, а во-вторых, баллиститное топливо с его удельной тягой око-
ло
200
кгс
кг
/
с
и технологическими особенностями изготовления из него
зарядов, позволяющих сделать шашку диаметром не более 800 мм,
мало подходило для боевой ракеты. Аргументы “за” — пока в стране
нет смесевого твердого топлива, которым в это время были оснащены
американские ракеты “Минитмен” и “Поларис”, необходимо набирать
опыт в создании крупногабаритных двигателей, корпусов из компози-
ционного материала, системы управления и ее исполнительных орга-
нов. (По такому пути пошли и французы при создании своих БРСД на
твердом топливе). И второй аргумент — в то время произошло объеди-
нение двух организаций: по решению Правительства Конструкторско-
му бюро С.П. Королева была передана территория, производственные
мощности и коллектив ЦНИИ-58, возглавляемого В.Г. Грабиным. Та-
кому высококвалифицированному коллективу вполне по силам было
решение этой задачи, тем более, что создание двигателей оставалось
за НИИ-125 под научным руководством Ю.А. Победоносцева.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 2 121