биомассы (особенно зимой) и интенсифицирует процесс выделения
метана.
В случае КУ, выполненнойна базе ТЭ и ГТУ под давлением ис-
пользуемого, например, природного газа из городскоймагистрали, по-
надобится установка топливного компрессора, для работы которойне-
обходима дополнительная энергия. Однако необходимое количество
водяного пара для нужд процесса парового риформинга может быть
получено вследствие конденсации водяных паров из дымовых газов
на выходе из КУ, а не из водяноймагистрали.
В заключение можно высказать предположение, что рассматрива-
емые схемы комбинированных энергоустановок следует использовать
в различных диапазонах мощностей. При выборе обсуждаемых схем
комбинированных энергоустановок с ТЭ и ГТУ определяющими фак-
торами являются технико-экономические и массогабаритные показа-
тели. В диапазоне мегаваттных мощностеймогут найти применение
КУ с ТОТЭ под давлением, с ГТУ и внешним паровым риформером
для стационарнойэнергетики, тогда как в диапазоне сотен киловатт
более рациональным оказываются энергоустановки с РКТЭ под атмо-
сферным давлением и внутренним риформингом при использовании
силовых установок в качестве вспомогательных или на транспорте.
Отдельныйвопрос представляет собойанализ числа каскадов ТЭ
и ГТУ. С точки зрения химических процессов это число ограничива-
ется полным использованием кислорода воздуха в ТЭ и КС. Однако
большее влияние на число каскадов ТЭ и ГТУ могут оказать технико-
экономические расчеты, которые проводятся в настоящее время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г а с и л о в А. В., О с и п о в М. И., Я н с о н Р. А. Особенности схем ком-
бинированных энергоустановок с топливными элементами и газовыми турби-
нами // Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. “Возобновляемая и ма-
лая Энергетика–2009”, 10 июня 2009 г. Москва. – Пермь: ООО “Типография
АСТЕР”, 2009. – С. 186–192.
2. L a m r m i n i e J., D i c k s А. Fuel cell systems explained. 2nd ed. – John Wiley
& Sons Ltd., 2003.
3. Г а с и л о в А. В., Я н с о н Р. А. Особенности энергоустановки с высокотемпе-
ратурными топливными элементами и газовыми турбинами // Сб. тезисов докл.
XIII Всеросс. межвуз. науч.-техн. конф. "Газотурбинные и комбинированные
установки и двигатели", 29–31 окт. 2008 г. – М.: Печатныйсалон “СПРИНТ”,
2008. – С. 130–131.
4. М о л я к о в В. Д., О с и п о в М. И., Т у м а ш е в Р. З. Повышение эф-
фективности режимов работы газотурбинного двигателя // Вестник МГТУ
им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. – 2006. – № 3. – С. 80–95.
5. T o r n a b e n e R., W a n g X., S t e f f e n C. J. (J r.), F r e e h J. E. Development
of parametric mass and volume models for an aerospace SOFC/Gas turbine hybrid
system // ASME Conf. Proc. GT2005. – Vol. 5. – Turbo Expo. – 2005. – P. 135–144.
Статья поступила в редакцию 23.03.2010
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 2 89