Процессы подготовки УВГ, предназначенного для заправки топ-
ливных баков ракет, ракетных и разгонных блоков, сводятся к очистке
горючего от твердых частиц, обезвоживанию (удалению свободной
(эмульсионной) и растворенной воды), удалению растворенных газов
(дегазации), а также к охлаждению или нагреву до требуемой тем-
пературы перед выполнением заправочных операций на технических
или стартовых комплексах космодромов [4, 5]. При этом подготовка
УВГ происходит при последовательном проведении следующих опе-
раций: очистка при приеме; обезвоживание; дегазация; температурная
подготовка; очистка перед выдачей потребителю.
Учитывая большой объем работ, проводимых по подготовке РН к
старту, ограниченные временн ´ые интервалы на их выполнение на тех-
нических и стартовых комплексах космодромов, высокую плотность
размещения наземного технологического оборудования на стартовых
комплексах, проведение части операций по подготовке УВГ целесо-
образно выполнять заранее, в том числе при приеме и хранении топ-
лива на комплексах хранения компонентов топлива космодромов [3].
При доставке больших партий горючего с нефтеперерабатываю-
щих заводов на комплекс хранения космодрома применяются, как пра-
вило, негерметичные железнодорожные цистерны для светлых нефте-
продуктов с нижним расположением сливных устройств. Поэтому та-
кие параметры горючего, сливаемого из цистерн, как загрязненность
и содержание влаги, могут иметь существенное значение. Это, в свою
очередь, требует размещения на комплексе хранения УВГ космодрома
оборудования, позволяющего проводить подготовку топлива до дости-
жения требуемых параметров по чистоте и влагосодержанию, что по-
зволяет исключить наличие подобного оборудования на каждом стар-
товом комплексе космодрома либо уменьшить его мощность и стои-
мость.
Существующие технологии и оборудование для фильтрации топли-
ва позволяют выполнять операцию очистки УВГ при приеме из транс-
портных цистерн с требуемой тонкостью фильтрации (5. . . 20 мкм), с
дегазацией свободного газа, учетом количества принятого топлива,
контролем его качества при приеме, а также отделением от топлива
свободной воды до содержания не выше 0,0015% по массе.
Для ракетного УВГ содержание растворенной воды должно соста-
влять не более 0,0001. . . 0,0004% по массе [6, 7], что обусловлено
необходимостью охлаждения горючего перед заправкой в топливные
баки ракет до температур
−
30
. . .
−
40
◦
С без образования кристал-
лов льда [8–11], способных засорять бортовые топливные фильтры и
фильтры заправочных систем.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 1 13